Можно ли привлечь банкиров к ответу при банкротстве банка?

30 ноября 2015
Можно ли привлечь банкиров к ответу при банкротстве банка?
аналитика, банкротство

Наверное, многие задавались вопросом: а отвечают ли сами банкиры за банкротства кредитных компаний, если эти банкротства носят криминальный оттенок? За истекшие 2,5 мес. отечественный финансовый рынок «поредел» на 25 банков, которые были лишены своих лицензий за разные нарушения. И всякий раз их вкладчики и кредиторы торопились с получением страховых выплат в АСВ.

Преамбулой к разговору на эту тему стало известие о предложении бизнес-омбудсмена Бориса Титова, чтобы российские власти ввели уголовное наказание для банкиров в виде 10-летнего тюремного заключения за мошенничество в том случае, если их банк был признан банкротом.

Данную инициативу Титов подготовил с представителями делового сообщества. Документ будет представлен российскому президенту в рамках доклада «Книга жалоб и предложений российского бизнеса».

Как считает бизнес-омбудсмен, сегодня в нашей стране можно наблюдать множество нарушений банкиров, зачастую преднамеренно приводящих банки к банкротству. Также омбудсмен отметил, что, когда ЦБ говорит о проблемах с ликвидностью того или иного банка, отдаёт предписания, банкиры в первую очередь занимаются решением своих проблем, а не защитой интересов вкладчиков.

Как уверен омбудсмен, череда последних громких банкротств выявила крайне неприятный факт, а именно то, что современный закон – слаб и несовершенен, поэтому банкиры только рады его обойти. В итоге – компаниям, небольшим по своим размерам, бизнесменам и вкладчикам крайне затруднительно вернуть обратно свои же деньги, так как ими уже распорядились банкиры, сославшись на кризис и тяжелое положение в экономике.

Что же до других вариантов мошенничества в предпринимательстве, представители бизнеса выступают за снижение максимальных сроков заключения с 10-ти (как это сейчас) до 6 лет.

В порядке очереди

Конечно же, сегодня редко встретишь человека, не знающего, сколько денег можно гарантированно вернуть при банкротстве банка, но напомнить никогда не лишне: клиенты, хранившие в банках деньги в сумме до 1,4 млн рублей, могут получить их по прошествии 2-х недель после отзыва лицензии. Остальных кредиторов делят по трем очередям.

К первой очереди относятся требования физлиц, ко второй — требования банковских сотрудников, задолженность перед которыми появилась еще до того, как у банка отозвали лицензию, а к третьей очереди - все остальные, обычно являющиеся юридическими лицами.

По словам Василия Кудякова, главы департамента сопровождения ликвидационных процедур АСВ, третья очередь вынуждена ждать дольше других, так как расчет с ними невозможен до тех пор, пока не состоится расчет с кредиторами 1 и 2 очередей. В связи с чем, сначала мы стараемся рассчитаться с кредиторами 1-й очереди и хорошо, если эти расчеты начнутся, как можно раньше. Сегодня, в среднем, эти расчеты начинаются примерно в течение полугода после того, как банк официально признается банкротом. После расчета с кредиторами 1-й очереди, идет 2-я очередь, и только потом подходит черед третьей. Порой случается так, что мы длительное время не можем даже приступить к расчету с кредиторами 3-й очереди, и тут уже буквально не до полнообъемного расчета с ними. А бывает так, что нам удается 100%-но рассчитаться с кредиторами всех очередей.

В большей степени вкладчики интересуются именно сроками, в которые возможно получение страховых выплат, положенных по закону. Вся информация, как правило, публикуется на сайте АСВ, раздел "Ликвидация банков".

АСВ не дремлет

С начала работы АСВ ликвидировано более 230 банков. В других 217-ти – самый пик процесса, связанного с поиском и распродажей имущества. Средства ждут свыше 250 тыс. клиентов. А общий объем накопившихся долгов превышает 920 млрд рублей.

Но не так просто расплатиться со всеми кредиторами. Ведь порядка 80% банкротств носят криминальную подоплеку. Иными словами, владельцы или руководство банков занимались выводом средств вкладчиков накануне отзыва лицензии.

По словам Юлии Медведевой, директора экспертно-аналитического департамента АСВ, любое криминальное банкротство предусматривает ответственность, согласно действующему законодательству. В том числе субсидиарную – когда за действие или бездействие, ставшее причиной банкротства банка, отвечают те, кто виновен в банкротстве. И процедура взыскания проводится отдельно, в отношении отдельно взятых сделок, неправомерных сделок, совершенных в банке, причинивших ущерб – этот ущерб взыскивается с лиц, совершивших эти сделки, утвердивших их, принимавших решение об их заключении. C 2007 года поступило 106 исковых заявлений.

В АСВ сегодня применяется новая практика: как только прекращается конкурсное производство, закрывается банк, осуществляется передача исполнительных листов под персональную ответственность руководителям, контролирующим лицам в лице кредиторов. Благодаря чему, лица, не получившие удовлетворения в ходе конкурса, могут с виновных взыскать свои денежные средства.

Наш набор стандартен: статьи УК, в которых предусмотрена ответственность за преднамеренное банкротство, мошенничество, хищение. Из новых статей — фальсификация бухотчетности, чтобы скрыть признаки банкротства, обнаруженные в банке злоупотребления, нанесшие ущерб банку. На всех этих основаниях – при условии их обнаружения, с нашей стороны в правоохранительные органы направляется соответствующее заявление. Из порядка 450-ти таких заявлений было возбуждено около 390 уголовных дел. Показатель отличный, стремящийся к 90 %.

Иногда случается и такое: экс-руководители банка готовы отдать свое имущество, чтобы расплатиться с кредиторами. В качестве примера – "Мой банк". От зарубежной организации, связанной с собственником банка Глебом Фетисовым поступило почти 15 млрд рублей, которые были направлены на выплаты кредиторам, причем – выплаты были 100%-ми.

Этот случай - не первый в АСВ, когда собственники, во избежание уголовного преследования, принимает меры для того, чтобы в полном объеме удовлетворить требования кредиторов. В том числе, выкупая требования кредиторов и исключая их из реестра.

Стоит сказать, что за 2014/2015 гг. отмечается повышение эффективности деятельности правоохранительных органов, в разы увеличилось число возбуждаемых уголовных дел, все чаще подозреваемых арестовывают. Все это свидетельствует об увеличении эффективности работы АСВ. Дела АСВ находятся под контролем следственного департамента, МВД России, следственного комитета России. Сейчас в самом разгаре подготовка совместного соглашения о взаимодействии российских банков со следственными и правоохранительными органами, и агентством.

Также нельзя не сказать о возбуждении и расследовании накануне в Москве уголовного дела по факту преднамеренного банкротства ОАО «Мастер-Банк». В связи с «сомнительными операциями» в объеме 200 млрд рублей в ноябре 2013 года лицензии лишился банк, имевший самую крупную в стране банкоматную сеть.

Активными действиями, направленными на «зачистку» банковского сектора, Центробанк занимается уже примерно полтора года. Т.е. когда в него пришла Эльвира Набиуллиной. На вторую половину 2014 года пришлись отзывы лицензий у 14 банков. Всего же в прошлом году лицензий лишились 84 банка.

Если говорить языком обывателя, банкротство банка сравнимо с тяжелой болезнью. Кто не хочет переживать о "здоровье" своих средств, пусть соблюдает одно простое правило: размещает на хранение в один банк деньги в сумме не выше 1,4 млн рублей. Иначе, если банк внезапно обанкротится, а руководство успеет вывести активы, для того, чтобы вернуть свои деньги, понадобится не только время, но и терпение.


Источник: BankPress.ru
Новости по темеСтатьи по теме