Недобросовестные клиенты освоили онлайн-банкинг

30 сентября 2013
Кредит Европа Банк, Ренессанс Кредит, ТРАСТ, Мошенничество, Кредитные карты, Москва

Центробанком зафиксировано увеличение попыток мошенничества при осуществлении переводов денежных средств — в течение первого полугодия число таких попыток каждый вырастало примерно на 80%. В скором времени это может привести к росту расходов для банковских структур — после того, как вступит в силу статья 9 закона "Об НПС" банки обяжут к немедленному возврату клиенту средств, незаконно ушедших с его счета.

Недобросовестные клиенты освоили онлайн-банкинг Количество случаев, которые связаны с нарушениями требований к защите сведений при переводе денежных средств, то есть – с попытками мошенничества, в течение первого полугодия уже идет на опережение. Такую информацию в своем аналитическом обзоре предоставил Центробанк, опубликовав её в пятницу. В соответствии с документом, число инцидентов, которые выявляются за месяц, в первом полугодии увеличилось на 79,7%: в январе банками было зафиксировано 1382 подобных случая, в июле — уже 2484, во второй половине 2012 года ежемесячное количество инциндентов увеличивалось на 57,1%. За период с июля по декабрь прошлого года банками выявлено около 8 тысяч случаев, за такой же период нынешнего года —  уже свыше 10 тысяч (увеличение на 35,2%). По мнению вице-президента Кредит Европа банка Салавата Исмагилова, такой  рост можно объяснить с тем, что банки стали с большей тщательностью отслеживать и выявлять случаи, связанные с  нарушением защиты информации, куда можно отнести  и технические сбои, но, естественно, большинство относится именно к попыткам мошенничества. На увеличение количества мошенничества влияет, в том числе и развитие дистанционных каналов банковского обслуживания (онлайн-банкинг, мобильные приложения, системы "банк—клиент", обслуживающие юридических лиц), которые зачастую подвергаются мошенническим атакам.

Статистикой Центробанка это предположение подтверждается: в 51,5% случаев попытки мошенничества совершались в автоматизированных системах и программных обеспечениях, которые клиенты используют для того, чтобы перевести денежные средства.

По мнению члена правления ДжиИ Мани банка Эльмана Мехтиева, есть и другая проблема, которая связана с ростом числа мошеннических действий с банковскими картами.

Его слова подтверждаются и членом совета директоров банка "Траст" Григорием Варцибасовым, сказавшим, что наряду с ростом портфеля карт, увеличивается и количество атак. Согласно подсчетам, проведенным специалистами компании FICO, Россия занимает пятое место по объему потерь от воровства с пластиковых карт — в 2012 году эти потери составили свыше €91 млн. Причем, если в 2006 году в России происходило хищений от карточных мошенничеств на 2% от общемирового ущерба, то в прошлом — уже 6%. В всязи со сложившейся ситуацией, Центробанком был подготовлен проект изменений в положение 382-П, в соответствии с которыми все вновь выпускаемые в банках карты должны быть оснащены чипом, что придаст им больший уровень защищенности. На прошедшей неделе, судя по словам директора департамента регулирования расчетов ЦБ Романа Прохорова,  можно говорить о том, что обязанность эмитирования только чипованных пластиковых карт может быть введена "ближе к 2016 году".

А пока рост числа мошенничеств с пластиковыми картами в ближайшем будущем станет для банков затратным: с 1 января 2014 года в силу вступит 9-я статья закона "О национальной платежной системе", который обяжет банки к возврату украденных со счетов денег, а уже потом заниматься выяснениями на тему «кто виноват?». Норма закона стала причиной бурной дискуссии.

По словам директора департамента банковских карт банка "Ренессанс Кредит" Владислава Вербина, по нашим ожиданиям, может вырасти количество случаев, при которых банковские карты будут получать в заведомо мошеннических целях — для снятия денег, объявления трансакции спорной и получения возмещения от банка. Мнение и опасения, высказываемые банкирами, разделяет Министерство финансов, предложившее автоматически возвращать деньги, но только в тех случаях, если их списание произошло после того, как клиент уведомил банк о потере карты или её краже. Но Госдума и Центробанк высказываются против такого варианта.


Источник: BankPress.ru
Новости по темеСтатьи по теме