Опять сбойка

30 сентября 2013
Cetelem, Альфа-Банк, Банк Москвы, ВТБ 24, МДМ-Банк, Промсвязьбанк, Русский Стандарт, Сбербанк России, Сбой в платежной системе, Москва

Стало известно об очередном сбое в системе передачи со стороны банков сведений о платежах в бюджет, случившемся в конце прошлой недели. Примерно четверть банков, которые допущены к работе с государственной информационной системой (ГИС ГМП), в течение нескольких дней были отключены от неё – сообщается «Коммерсант».

Сколько точно информации об уплаченных банковскими клиентами платежах в бюджет оказалось в подвешенном состоянии и не передано, пока неизвестно. Зато очевидно одно –тысячи людей опять будут вынуждены доказывать свою правоту государственным органам, записавшим их в должники, а правительству придется объявлять об «амнистии штрафов». Правда, неясно, почему и кто назвал эту процедуру амнистией, если вины клиентов нет, и он имеет на руках квитанцию с печатью «Уплачено»?

Как на условиях анонимности и неофициальности рассказали «Коммерсанту» участники банковского рынка, Минкомсвязи, никого заранее не предупредив, внесло изменения в правила работы банков с системой, а «Ростелеком» в итоге перекрыл доступ к ГИС ГМП 50-ти банкам, из числа тех, которые своевременно не написали соответствующих заявлений. В итоге все стали оглядываться друг на друга в поисках виноватого.

Опять сбойка Между тем, искать его не нужно - полгода назад аналогичный случай уже имел место и в качестве «стрелочников» были назначены сами банки. По весне 2013 года на уровне правительства разразился огромный скандал по поводу того, что многие граждане, оплатившие штрафы, обнаружили свои фамилии в списках должников на сайтах gibdd.ru, gosuslugi.ru и pgu.mos.ru. Власти приняли решение о публикации черных списков черные банков, через которые не рекомендуется проводить оплату штрафов. По сообщению издания «Ведомости», к середине июля в список состоял из 698 банков, включая Гута-банк, Альфа-банк, МДМ-банк и «Русский стандарт».

Что же касается нового инцидента, «Коммерсант» озвучил следующие названия: Промсвязьбанк, Банк Москвы и ВТБ24. Некоторыми участниками рынка проблема категорически отрицается, и в этом нет ничего неожиданного. Передача сведений о бюджетных платежах в ГИС ГМП относится к числу обязательных для финансовых организаций в соответствии с требованиями ФЗ-210, поэтому лучше молчать о том, что кто-то что-то нарушил, пусть даже и по нечаянности.

Клиенту отказать в приеме платежей банки не вправе. Разумеется, лучше ему лишний раз напомнить о том, чтобы он сохранил квитанцию на всякий случай, но, как правило, банки ничего подобного не делают. А квитанции, выдаваемые устройствами самообслуживания, вообще нужно хранить с особой бережностью, поскольку очень скоро с них пропадает вся напечатанная информация, и потом сложно доказать, что ты - честный плательщик.

Клиентам все равно, в чем причина сбоя – он может быть связан с техническими недоработками или с человеческим фактором. Клиент хочет просто оплатить свои налоги и штрафы и жить спокойно, но это пока не получается, процент негативного отношения к работе банков растет.

По словам Алексея Валуева, клиента Сбербанка, он столкнулся с ситуацией, при которой выписанный ГИБДД штраф он хотел оплатить в день, когда он был выписан, но сведения об этой оплате не попадали в систему. Визит судебного пристава в таком случае обеспечен. По словам пристава, во избежание таких ситуаций стоит сразу оплачивать штраф.

По мнению Максима Захаренко, генерального директора компании «Облакотека», технологии здесь не причем, проблема носит организационный характер. Если в бумажном мире было время на отрегулирование взаимодействия, то сейчас все неувязки во взаимодействии различных ведомств между собой и с контрагентами становятся очень заметными. Для информационных систем методики управления изменениями разработаны очень давно, нужно просто грамотно ими пользоваться.

По словам Максима Патрина, вице-президента Банка Москвы, в Банке Москвы сервис работает в устойчивом режиме, но в любом IT-решении незначительные сбои исключать нельзя. Мы не видим в этом серьезной причины для беспокойства, так как на постоянной основе проводим мониторинг и в состоянии оперативно решать нештатные ситуации. На данный момент все платежи проходят без каких-либо претензий к обслуживанию со стороны клиентов.


Источник: BankPress.ru
Новости по теме