Прозрачность абонента

7 июля 2017
Прозрачность абонента
аналитика

Для обмена этими данными сейчас уже практически создана база. Как считают банкиры, это приведет к снижению рисков мошенничества.

О выходе идеи по обмену информацией между банками и сотовыми операторами о сим-картах клиентов на этап практической реализации, стало известно от нескольких источников финансового рынка. По словам главы Национального совета финрынка Андрея Емелина, на будущую неделю запланирована встреча НСФР с представителями Минкомсвязи и сотовых операторов, на которой и обсудят соответствующий законопроект. В итоге, работать над законопроектом теперь придется еще и профильным ведомствам.

Предположительно, сотовыми операторами будут предоставляться на основании запросов банков сведения о том, кому принадлежит сим-карта (будут сопоставляться ФИО, номера удостоверяющих документов и номера телефонов), наряду с раскрытием банкам истории действий с сим-картами: замена, выдача дубликата, приостановка обслуживания, смена оператора и т.п.

Подключился к этой работе и Центробанк в качестве регулятора банковского рынка. Сейчас осуществляется проработка деталей возможной реализации сервиса при участии Минкомсвязи, а регулятор видит целесообразность в формировании сервиса информирования о смене сим-карт между банками и операторами связи. Главная цель — обеспечить безопасность средств клиентов банков.

По словам директора по мониторингу электронного бизнеса Альфа-банка Алексея Голенищева, в последние годы получила широкое распространение схема, когда мошенники получают дубликат сим-карты к номеру телефона клиента, который они знают, и при этом мошенники используют, к примеру, поддельные документы или доверенности, после чего, задействуя разные методы социальной инженерии (с помощью телефонных звонков и СМС) под видом, допустим, банковских сотрудников, выманивают конфиденциальную информацию (номера счетов, карт, счетов, кодовое слово, одноразовый пароль; имея их, преступники получают несанкционированный доступ к интернет-и-мобильному банку клиента или к сервисам перевода между картами и совершают мошеннические операции.

К настоящему времени наряду с тем, что к работе над проектами регуляторов подключились как сотовые операторы, так и банкиры, появились дополнительные детали этой масштабной задумки.

Так, по словам Емелина, обмениваться данными будут через единый сервер. Возможно, его создание и обслуживание станет заботой Центрального научно-исследовательского института связи при Минкомсвязи. По словам представителя института, они к этому готовы, так как именно об этом подходе было сказано представителям банков. На данном этапе институт Минкомсвязи консультируется с Банком России, обсуждая технические подходы в решении этого вопроса. В зависимости от того, какая будет выбрана модель технической реализации решения, можно будет определить и сметную стоимость сервера. Сейчас в институте проходит тестирование пробной версии этого сервера, на то, чтобы его построить, понадобилось бы 10 млн руб.

Уже можно сказать точно, что за новую услугу банкам придется платить. По планам, подключение к серверу будет носить платный характер с установлением тарифов Минкомсвязью, после того, как ведомство проанализирует объем данных, предоставляемых операторами.

Банки и операторы мобильной связи не совпадают во мнениях о целесообразности создания единого сервера. Банкиры единогласно - за то, чтобы эта инициатива была реализована, отношение же к ней операторов пока настороженное.

По словам представителя пресс-службы ВТБ, несомненно, создание централизованной базы данных сотовых операторов снизит уровень мошеннических рисков при использовании сотовых данных абонентов. Как оценил Алексей Голенищев, в целом на банковском рынке доля таких мошенничеств составляет примерно 70% от всех мошеннических действий со средствами населения. Рискуют и юрлица: риски возникают при добыче мошенниками номеров бухгалтеров компаний, ответственных за проведение транзакций, и часто дублирующих сим-карты.

За создание единой базы данных по сим-картам выступает и Банк Хоум Кредит. По словам руководителя направления оперативного анализа и противодействия мошенничествам Банка Хоум Кредит Алексея Манеркина, ее плюсы представлены единым интерфейсом для получения данных от всех сотовых операторов, а также обеспечением актуальности информации.

Оценивая плюсы и минусы новации, сами операторы сотовой связи проявляют сдержанность. По словам руководителя пресс-службы компании «МегаФон» Юлия Дорохиной, мы выступаем за обоюдное взаимодействие между банками и операторами связи по информобмену о действиях, по которым можно зафиксировать мошенничество со счетами. Это взаимодействие возможно, если есть договор между банком и оператором и согласие абонента. Но при этом, формировать единую централизованную систему обмена нецелесообразно и затратно, к тому же это может стать причиной рисков информбезопасности. Комментариев от остальных крупных операторов на эту тему пока нет, правда, по словам источника в МТС, компания не разделяет оптимизма в части запуска единого сервиса.


Источник: BankPress.ru
Новости по темеСтатьи по теме