Низкая финансовая грамотность - это болезнь роста

19 февраля 2008
КИТ Финанс Инвестиционный банк, Русский Стандарт, Связь-Банк, Автокредиты, Вклады, Потребительский кредит, Нижний Новгород

В Нижнем Новгороде состоялась очередная конференция Финансы и пресса , проводимая Финансовым пресс-клубом РФ совместно с агентством Интерфакс . На конференции поднимались три насущных вопроса: потребительское кредитование, фондовый рынок и повышение финансовой грамотности населения.

Директор департамента регионального развития банка Русский Стандарт Александр Шустерман сообщил о том, что объем выданных в прошедшем году кредитов населению составил 3,2 трлн. рублей, что на 57 % выше показателя 2006 года. Темпы прироста объемов кредитования больше, чем вкладов. При этом наблюдается устойчивое изменение тенденций: если 2-3 года назад был бум кредитования в торговых сетях на бытовую технику, мобильные телефоны, то сейчас этот сегмент становится все меньше, вытесняясь кредитами наличными и ссудами на приобретение автомобилей. Растет и популярность кредитных карт.

О том, как развиваются розничные банковские услуги на почте, рассказал руководитель департамента развития дистанционных и почтово-банковских услуг Связь-Банка Антон Тарасов. По его словам, Почта России имеет огромное преимущество благодаря своей огромной филиальной сети, и, хотя ее целевая аудитория - это средний класс и ниже, это не мешает банку строить эффективный бизнес, параллельно развивая и другие направления.

Отдельная секция конференции была посвящена фондовому рынку.

По мнению заместителя генерального директора компании ВТБ Управление Активами Арена Апикяна, эпоха сверхприбылей, свойственная начальной стадии, в России прошла. Несмотря на это, компании продолжают заманивать потенциальных инвесторов посулами огромных процентов, в результате чего маркетинговые усилия оказываются неэффективными, либо привлекают на рынок спекулянтов и непрофессионалов, паникующих при малейшем снижении котировок.

Сегодня России нужно не более десятка-полутора инвестиционных компаний, - заявил Апикян. - И необходимо менять подход к работе с клиентами - не просто продавать паи , а интересоваться тем, какая стратегия близка человеку .

А директор по продажам розничного блока банка КИТ Финанс Григорий Степанов сравнил преимущества и недостатки банковских вкладов и ПИФов, подробно рассказав о продукте, соединяющем лучшие стороны обоих инструментов - индексируемом депозите.

В завершении конференции состоялся круглый стол по актуальной сегодня проблеме финансовой грамотности населения. По итогам многих исследований, в том числе проводимых ММВБ и Фондом общественного мнения, ее уровень в России действительно очень низкий. Граждане предпочитают консервативные инструменты, не понимают методики функционирования иных финансовых инструментов.

Как считает глава РО ФСФР по ПФО Олег Чупалов, это - болезнь роста: слишком стремительно страна шагнула в другой экономический строй, и требуется немало лет, чтобы сделать население более грамотным.

Не вижу смысла излишне ограничивать финансовые компании законодательно. Например, есть предложения запретить рассылку кредитных карт по домашним адресам. Конечно, это самое простое решение - взять и запретить. А вот найти другие способы регулирования это уже другой уровень .

Основной показатель финансовой грамотности, как согласились все участники круглого стола - это принятие ответственности за свои действия и осознание того, что гарантии существуют только при низкой доходности, а участие в фондовом рынке априори несет определенные риски.

А одни из главных соратников в повышении финансовой грамотности - это, конечно, средства массовой информации, чья роль не должна сводиться к запугиванию населения кризисами и деноминациями, как, к сожалению, нередко случается сегодня.

Следующая конференция Финансы для прессы состоится в апреле в Ростове-на-Дону.
Источник: Агентство массовых коммуникаций
Новости по темеСтатьи по теме